Международная Академия исследований будущего (IFRA)
Российское отделение — Академия прогнозирования
Рус | Eng
 
Об академии|Наука и искусство прогнозирования|Книги и публикации|Контактная информация
Главная страница    Наука и искусство прогнозирования

Мозговая атака

Автор: Сидельников Ю.В.

групповой метод решения проблем. Мозговая атака была предложена в 30-е гг. прошлого столетия Алексом Осборном. Он использовал в процедуре тот факт, что одни люди хорошо генерируют идеи, но плохо справляются с их анализом, а другие больше склонны к критическому анализу идей, чем к их генерированию. К концу ХХ столетия мозговая атака. приобрела особую популярность не только как метод в управлении и обучении, но и как самостоятельное средство повышения продуктивности творческой деятельности. Мозговой атакой нельзя назвать экспертизой в строгом смысле этого понятия, т.к. участие в ней людей, не являющихся специалистами по рассматриваемому вопросу, не только допускается, но даже поощряется. Мозговую атаку ведут два организатора: специалист по проблеме экспертизы и специалист по процедуре. Процедурный организатор дает возможность высказаться каждому, следит за тем, чтобы все участники выступали достаточно активно, не критиковали друг друга и не углублялись в анализ частностей отдельных предложений. Организаторспециалист готовит ориентирующую информацию и следит за тем, чтобы каждое высказанное предложение аргументировалось в понятных для участников терминах. Процедура должна проходить в атмосфере раскованности и взаимного доверия, когда идеи теряют авторство и становятся общими. Некоторые предварительные правила мозговой атаки: - в группу генераторов идей должны входить люди различных специальностей; - каждый из экспертов должен считать поставленную на рассмотрение проблему актуальной; - при генерировании идей необходимо свободно высказывать любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, фантастические (идеи выдвигаются без обоснования); - критика (не только словесная, но и невербальная — в виде скептических улыбок и тому подобное) предлагаемых идей и предложений, даже самых абсурдных, не допускается; - следует внимательно рассматривать все выдвинутые идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными; - каждую идею записывают в протокольный список идей и фиксируют на магнитофон, чтобы избежать неоднозначности в ее понимании (обычно на магнитофон записывается весь ход заседания); - время для окончательной оценки идей и принятия заключительного решения необходимо четко заранее ограничить; - в ходе мозговой атаки между его участниками должны быть установлены доброжелательные отношения; - желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими. Мозговая атака состоит из трех этапов. 1. Подготовка. Задачи этапа: - определяется группа участников, чье кол)во должно быть оптимальным для эффективного ре) шения проблемы: обычно это 3—7 человек; - участников знакомят с объектом обсуждения, сообщают основные исходные данные о нем и формулируют задачу, которую нужно достигнуть; - участников знакомят с процедурой проведения мозговой атаки. 2. Собственно атака. Количество выступлений одного участника формально не ограничивается. Организатор процедуры должен: - ориентировать мышление участников на решение этой проблемы и в ходе мозговой атаки направлять высказывания экспертов в соответствующее русло; - замечать в процессе обсуждения проблемы новые предложения участников и способствовать их развитию; - следить за тем, чтобы выдвигаемые предложения были понятны большинству участников; - исключить критику любого предложения эксперта со стороны других экспертов. Организатор процедуры не имеет права выражать сомнение, скептицизм или тем более объявлять предложение участника бесполезным, неверным или не относящимся к делу. Возможны два пути организации мозговой атаки: «упорядоченный», когда каждый член группы высказывает идеи в порядке очередности, и «неупорядоченный», когда члены группы высказывают идеи по мере их возникновения. Разрешаются высказывание только новых идей и выступления в развитие предыдущего предложения. В ходе мозговой атаки должно быть получено как можно большое количество новых предложений, поэтому слишком тщательное обсуждение каждого предложения ведет к снижению продуктивности работы. В ряде случаев бывает очень полезно подготовить для участников перечень основных направлений, по которым могут быть улучшены (изменены) тот или иной процесс, работа или продукт. Задачи участников: сгенерировать поток новых предложений, лавину идей. Основные принципы реализации этого этапа: - есть идея, — говорю, нет идеи, — не молчу; - поощряется самое фантастическое ассоциирование: чем более сумасшедшей кажется идея, тем лучше; - количество предложенных идей должно быть как можно большим; - высказанные идеи разрешается заимствовать и как угодно комбинировать, а также видоизменять; - можно высказывать любые мысли без боязни, что их признают плохими; участника, выступившего с критикой, лишают слова; - не имеют никакого значения социальный статус участников, царит абсолютная демократия с приоритетом «сумасшедших идей»; - время выступления каждого участника — не более нескольких минут. 3. Творческий анализ высказанных идей с целью поиска конструктивного решения проблемы происходит по следующим правилам: - анализировать все идеи без исключения; - найти место каждой идее в системе и найти систему под каждую идею; - не умножать сущностей без надобности; - искать принципиально новое видение проблемы; - искать «жемчужину в навозе». Результатом процедуры считается мнение всей группы.
Литература: Osborn A. Your creative power (1949); Osborn A.F. Applied imagination (1957); Сидельников Ю.В. Технология экспертного прогнозирования: Учебное пособие (3_е изд., исправленное) (2005).



© Международная Академия исследований будущего, 2007 - 2023