Мозговая атака
Автор: Сидельников Ю.В.
групповой метод решения проблем. Мозговая атака была предложена в 30-е гг. прошлого столетия Алексом Осборном. Он использовал в процедуре тот факт, что одни люди хорошо генерируют идеи, но плохо справляются с их анализом, а другие больше склонны к критическому анализу идей, чем к их генерированию. К концу ХХ столетия мозговая атака. приобрела особую популярность не только как метод в управлении и обучении, но и как самостоятельное средство повышения продуктивности творческой деятельности. Мозговой атакой нельзя назвать экспертизой в строгом смысле этого понятия, т.к. участие в ней людей, не являющихся специалистами по рассматриваемому вопросу, не только допускается, но даже поощряется. Мозговую атаку ведут два организатора: специалист по проблеме экспертизы и специалист по процедуре. Процедурный организатор дает возможность высказаться каждому, следит за тем, чтобы все участники выступали достаточно активно, не критиковали друг друга и не углублялись в анализ частностей отдельных предложений. Организаторспециалист готовит ориентирующую информацию и следит за тем, чтобы каждое высказанное предложение аргументировалось в понятных для участников терминах. Процедура должна проходить в атмосфере раскованности и взаимного доверия, когда идеи теряют авторство и становятся общими. Некоторые предварительные правила мозговой атаки:
- в группу генераторов идей должны входить люди различных специальностей;
- каждый из экспертов должен считать поставленную на рассмотрение проблему актуальной;
- при генерировании идей необходимо свободно высказывать любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, фантастические (идеи выдвигаются без обоснования);
- критика (не только словесная, но и невербальная — в виде скептических улыбок и тому подобное) предлагаемых идей и предложений, даже самых абсурдных, не допускается;
- следует внимательно рассматривать все выдвинутые идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными;
- каждую идею записывают в протокольный список идей и фиксируют на магнитофон, чтобы избежать неоднозначности в ее понимании (обычно на магнитофон записывается весь ход заседания);
- время для окончательной оценки идей и принятия заключительного решения необходимо четко заранее ограничить;
- в ходе мозговой атаки между его участниками должны быть установлены доброжелательные отношения;
- желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими.
Мозговая атака состоит из трех этапов.
1. Подготовка. Задачи этапа:
- определяется группа участников, чье кол)во
должно быть оптимальным для эффективного ре)
шения проблемы: обычно это 3—7 человек;
- участников знакомят с объектом обсуждения, сообщают основные исходные данные о нем и формулируют задачу, которую нужно достигнуть;
- участников знакомят с процедурой проведения мозговой атаки.
2. Собственно атака. Количество выступлений одного участника формально не ограничивается. Организатор процедуры должен:
- ориентировать мышление участников на решение этой проблемы и в ходе мозговой атаки направлять высказывания экспертов в соответствующее русло;
- замечать в процессе обсуждения проблемы новые предложения участников и способствовать их развитию;
- следить за тем, чтобы выдвигаемые предложения были понятны большинству участников;
- исключить критику любого предложения эксперта со стороны других экспертов.
Организатор процедуры не имеет права выражать сомнение, скептицизм или тем более объявлять предложение участника бесполезным, неверным или не относящимся к делу.
Возможны два пути организации мозговой атаки: «упорядоченный», когда каждый член группы высказывает идеи в порядке очередности, и «неупорядоченный», когда члены группы высказывают идеи по мере их возникновения. Разрешаются высказывание только новых идей и выступления в развитие предыдущего предложения. В ходе мозговой атаки должно быть получено как можно большое количество новых предложений, поэтому слишком тщательное обсуждение каждого предложения ведет к снижению продуктивности работы. В ряде случаев бывает очень полезно подготовить для участников перечень основных направлений, по которым могут быть улучшены (изменены) тот или иной процесс, работа или продукт. Задачи участников: сгенерировать поток новых предложений, лавину идей.
Основные принципы реализации этого этапа:
- есть идея, — говорю, нет идеи, — не молчу;
- поощряется самое фантастическое ассоциирование: чем более сумасшедшей кажется идея, тем лучше;
- количество предложенных идей должно быть как можно большим;
- высказанные идеи разрешается заимствовать и как угодно комбинировать, а также видоизменять;
- можно высказывать любые мысли без боязни, что их признают плохими; участника, выступившего с критикой, лишают слова;
- не имеют никакого значения социальный статус участников, царит абсолютная демократия с приоритетом «сумасшедших идей»;
- время выступления каждого участника — не более нескольких минут.
3. Творческий анализ высказанных идей с целью поиска конструктивного решения проблемы происходит по следующим правилам:
- анализировать все идеи без исключения;
- найти место каждой идее в системе и найти систему под каждую идею;
- не умножать сущностей без надобности;
- искать принципиально новое видение проблемы;
- искать «жемчужину в навозе».
Результатом процедуры считается мнение всей группы.
Литература: Osborn A. Your creative power (1949); Osborn A.F. Applied imagination (1957); Сидельников Ю.В. Технология экспертного прогнозирования: Учебное пособие (3_е изд., исправленное) (2005).
|
|