Международная Академия исследований будущего (IFRA)
Российское отделение — Академия прогнозирования
Рус | Eng
 
Об академии|Наука и искусство прогнозирования|Книги и публикации|Контактная информация
Главная страница    Книги и публикации

Магистраль истории и преодоление планетной ограниченности

Магистраль истории и преодоление планетной ограниченности

Флоров В. И. Магистраль истории и преодоление планетной ограниченности // Русский космизм: история и современность. Сборник трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 8 декабря 2016 г. Стр.  20-24.

 

Флоров В. И., действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, действительный член Международной академии исследования будущего, руководитель студенческой творческой лаборатории «Космонавтика, планета, общество»

 

Человек (Homo sapiens) вышел из царства животных. Есть ученые, подвергающие сомнению этот тезис. Но как бы мы не представляли генезис человека, известная нам его история говорит о его эволюции во времени, об активном участии человека в его прогрессе.

Ключевые слова: Космос, пророда, планетная ограниченность

 

 

PIPE HISTORY AND OVERCOME PLANETARY LIMITATIONS
Florov V. I., corresponding member of the Russian Academy of cosmonautics. K. E. Tsiolkovsky, member of the International Academy of future studies, Director of student creative laboratory "Space, planet, society"

 Human (Homo sapiens) has emerged from the animal Kingdom. There are scientists questioning this thesis. But as we had no idea the Genesis of the human his story tells us about his evolution in time, the active human participation in his progress.

Keywords: space, nature, planetary limitations.

 

Другу и единомышленнику,
Вадиму Ивановичу Петрову,
ведущему конструктору первых
Спутников и Лунников,
Лауреату Ленинской премии,
посвящаю!

 

Деятельность человека, определяющая «обмен веществ его с природой», точнее, его взаимоотношения с ней, формирующие его устойчивость среди стихийных ее сил – есть его труд. Он (труд), с одной стороны, есть его простая психофизиологическая затрата, (затрата его простой рабочей силы, «лишенной всякой специальной подготовки»), то есть всякой обработки историей, с другой стороны, в овеществленной и накопленной форме, есть продукт его истории. В этом двуединстве он динамически существует как овеществленный, накопленный труд или всеобщий (К.Маркс) труд. Завершая эту почти банальность марксистской политической экономии, скажем, что всеобщий труд есть вещная форма человеческой культуры и истории. Мы лишь добавим, что пролонгированная во времени эта форма представляет собой для нас (в данной работе) материальную магистраль истории. От первого камня, целесообразно брошенного на охоте, от первого костра, первого рычага, через океанский парусник (космический корабль для исследования планеты Земля), через нетленное творение искусства, через космическую ракету, к неведомому нам сегодня миру второй, очеловеченной природы будущего.

Волна магистрали идет от центра, от «костра», как волна преодоление тьмы. Это волна распространения устойчивости Человека в природе. (Здесь Человек (с большой буквы) есть человеческое общество, рассматриваемое как единство в природе.) Это системный прием, наша хитрость, облегчающая увидеть общество в природе без сложностей его внутренней организации. Пользуясь им, мы вводим допущения, упрощения, ограничения на природу общества. Но мы приобретаем более выпуклое видение его как объекта природы. В этой парадигме наш «костер» есть наш исторический центр, наша память и дань уважения нашим пращурам, теплу и свету, согревшему их, творящих первые шаги прогресса. Без них не было бы вторых. Каждый шаг по пути прогресса есть преодоление тьмы.

Но тьма есть внешняя, со стороны природы, и…внутренняя – в самом Человеке. Через внешнюю просвечивает далекий свет космоса. И как бы непонятен он ни был, он реален и повторяем. Повторяемость есть цикличность, а, следовательно, скрытая закономерность. Последняя разрушает неопределенность тьмы. Это разрушение есть позыв к прогрессу.

Внутренняя тьма – явление более тонкое. В самом главном это привыкание к тому уровню прогресса, который Человек получил в прошлом. Это есть инерция прогресса. Мы здесь, адресуя его Человеку, назовем его эгоцентризмом. Движение к прогрессу, постоянно зарождающееся в ходе улавливания «далекого света космоса» блокируется эгоцентризмом Человека. Волна прогресса сжимается, образуя своеобразный «скачек уплотнения», Человек же в сечении «скачка…», демонстрирует «беременность революцией».

Необходимо внести оговорку. Мы понимаем космос всесторонне: Космос для нас есть области природы, не имеющие в нашем отображении «рабочей, производственной, технологической модели познания. Вся природа в определенном смысле есть для нас космос. Космос для нас перестает быть космосом тогда и настолько, когда и поскольку на его модели мы строим производственную технологию. Наше производство технологически идет за космическим знанием. В этом смысле технология есть производственно освоенный космос. Завершая этот абзац, скажем последнее и важное. Природа (всеобщий космос) построена на трех параметрических осях: ось микро, ось макро и ось организационной сложности. По поводу этого литературы тьма. Гораздо меньше идей. Мы не пишем монографии и ограничимся сказанным, чтобы обратить внимание на право социального эгоцентризма на его статус социокосмоса.

Эммануил Кант метко подметил о двух тайнах в природе: о звездном небе над головой и нравственном законе внутри нас. Но это вроде индивидуально-субъективное восприятие природы раз и навсегда данное нам в неизменном виде. Современное восприятие природы - динамическое ее, системное восприятие. На трех картинках – вставках мы попытались отобразить эту идею. Здесь эгоцентризм Человека, (социокосмос), не стал еще технологией. Но процесс уже пошел. Человек в ходе создания своей исторической магистрали открывает себя и планету и место их в мироздании космоса. Этот процесс есть преодоление планетной ограниченности в части планеты и Человека, есть процесс их космизации, процесс преодоления геоцентризма в расширение системы ближайших к нам космических тел до Солнечной системы и гелиоцентризма. Мы сделали гигантский шаг в части первой Кантовской тайны, (звездное небо над головой). Великая Революция началась. Она породила великую когорту имен, которые мы сводим к двум с правом представлять ее. Кеплер и Ньютон «подожгли бикфордов шнур» блока технологических революций современного научно-технического развития. Они дали метод механико-математического, а далее и физико-математического анализа при изучении объектов природы и проектировании систем. До нее люди пользовались космическим знанием «вслепую» как технологией для навигации и сельскохозяйственных работ. Великая Революция полтысячи лет назад успешно и достаточно глубоко, как и следует Великой Революции, вызвала «скачок из царства необходимости в царство свободы.»

«Какое царство, какой скачек?!» – воскликнет честный исследователь. «В области человеческих отношений – разврат и насилие. Преодоление планетной ограниченности, эгоцентризма не коснулось общества, (социокосмоса) не коснулось второй Кантовской тайны (нравственного закона внутри нас).»

«Верно!» – воскликнет еще более честный исследователь. «Но прогресс еще не завершен. Магистраль строиться кирпич за кирпичем. Планета ограничивает нас как дом для жизни и тезаурус наших ресурсов (пространственных, материальных, энергетических, информационных) Мы преодолели планетную гравитацию. Мы прошли «земной этап космонавтики», мы находимся в пространственном ее этапе, нам предстоит материально-энерго-информационный ее этап. Но каждый ее этап требует преодоления нашей исторической привычки жизни на нашей голубой планете, «Планета колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели» (К.Э. Циолковский). Еще более правильно будет сказать, что даже в старом доме нельзя вечно жить по старым правилам. Наша магистраль вышла в космос, наше земное хозяйство превращается в космическое хозяйство Земли, и мы становимся космической силой. Сегодня мы преодолеваем планетную ограниченность, становясь космической цивилизацией. Соответствует ли космический статус отношениям старого, игрового способа прогресса? И первый вопрос к вопросу – «Но что есть взамен?»

«Вот именно!» воскликнет обычный исследователь. «Ведь была уже попытка вывести эгоцентризм в части отношений в обществе из космической фазы в технологическую (построить коммунизм). Это сделали марксисты. Но они, сделав шаг, увязли в космосе товарных, эгоцентрических, игровых отношений, тех самых отношений, которые должны были заменить иными. Они изменили исподволь своим исходным принципам анализа и сублимировали с поля научного сражения. Ученых, утверждающих, что они марксисты, еще можно встретить в шумных дискуссиях по поводу ритуальных вопросов нашей советской истории. Но не более.»

Но значит ли это, что прогресс остановился и задача снята? Нет! Это значит только, что мы выходим на новую фазу социальной революции. Приложите ухо к земле. Она гудит протестом против застоя. Роит крот истории.

История человеческих отношений должна быть понята. В истории нет виноватых и заслуженных, в истории нет всеобщей справедливости. Эта постановка фальшива. В истории есть причины и следствия. Понять историю, значит преодолеть правовую нравственность и дать ее научный анализ причинно-следственного движения. Задача грядущей революции – ответить на вопрос: «Кто ты Человек! Куда ты и откуда!»

Да здравствует научно – социальная революция!

 



Дата публикации на сайте: 25 декабря 2017 г.



комментарии: 0


© Международная Академия исследований будущего, 2007 - 2023