Смельчаки от бизнеса: об использовании футурологических прогнозов в практике компаний
Статья Ольги Шаталовой
Кто-то отслеживает футурологические прогнозы или пишет умные эссе о будущем, а кто-то строит по ним свой бизнес.
Испокон веков уклад русских крестьян строился на традициях и опыте отцов и дедов. Консервативную мудрость можно проследить через тысячи пословиц, отсылающих нас к единственной правильной формуле ведения хозяйства – «Много нового, да мало хорошего». Впрочем, похожих высказываний масса – «Пускай будет по-старому, как мать поставила», «Наши отцы и деды того не делали, да и нам не велели». Удивительно следующие, даже проштудировав все народные изречения, вы не найдете не одного, где говорилось бы о счастливом будущем и тех возможностях, что оно несет. Русские крестьяне были твердо уверены, что в грядущем нет места успехам и достатку. Оттого крепко держались за проверенные «технологии» и старый уклад, как за единственную возможность выжить.
Похоже, страх перед неизвестностью у русских в крови. С тех давних пор и по сей день люди цепляются за испытанные схемы и строят свою жизнь и бизнес по подобию родителей, знакомых и прочих «образцов», достойных подражания. Настоящих предпринимателей-новаторов – единицы. Но, к счастью, они есть!
Из разговора щи не сваришь
Разумеется, вековые традиции нашего народа – весомый аргумент для анализа существующих тенденций в отечественном бизнесе. Однако подобных воззрений придерживаются и мировые эксперты в области предпринимательства. Известный американский маркетолог и автор нашумевших концепций «Позиционирование» и «Маркетинговые войны» Джек Траут однажды сказал мне следующее: «Мне приходилось консультировать компании из России, и знаете, что я заметил – ваши русские бизнесмены в основе своей параноики. Они не доверяют ничему и весьма подозрительны по отношению к окружающему миру».
Что ж, может и так. Тем не менее, в российском бизнес-сообществе в последнее время ведется очень много разговоров о «прогрессивных методах» и «революционных технологиях». К примеру, генеральный директор SoftJoys, а также член правления российского предпринимательского форума MIT Александр Андреев на первой научной конференции фонда «Сколково» два года назад бодро рапортовал о пользе футурологии, представляя зрителям прогнозы более чем полувековой давности. Аналитики тех лет весьма точно описали будущие технологии и жизненный уклад своих потомков. Андреев призывал современных бизнесменов брать пример со своих предков: перенимать передовые решения и разработки, а также обратить пристальное внимание на технологии, которые находятся лишь в зачатке, но обязательно станут мейнстримом.
Разумеется, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И наглядный пример мог бы стать весомым аргументом в пользу сказанного. Однако на мой вопрос о том, применял ли когда-нибудь в своем бизнесе Александр Андреев информацию из футурологических прогнозов, предприниматель ответил весьма однозначно: «Нет, никогда».
Ну, а на нет и суда нет.
А вот председатель совета директоров инвестиционного фонда TDVF Investments Александр Зайцев, читавший этой весной лекцию о прикладной футурологии и маркетинге будущего на Russian Marketing Week 2013, поделился с нашим журналом своими мыслями на этот счет и скромным опытом в использовании футурологических методов на практике:
«Сегодня футурология в качестве инструмента стратегического планирования и прогнозирования только “пробивает” себе дорогу в бизнесе. Скептицизм в отношении этого инструмента вполне понятен – он слишком отличается от традиционных аналитических методов. Вместе с тем, на мой взгляд, потребность в новых подходах сейчас уже вполне осознана. Классический пример компании “Polaroid”, “проспавшей” появление цифровой фотографии убеждает даже самых закоренелых “левополушарных” менеджеров.
Конечно, пока мы (инвестиционный фонд TDVF Investments, – прим. ред.) не можем похвастаться портфелем состоявшихся кейсов – для этого необходимо порядка трех-пяти лет активного применения технологии. Тем не менее, сейчас мы активно применяем футурологический подход при работе не только с технологичными стартапами и IT компаниями, но и с представителями фарминдустрии, инженерного бизнеса. К слову, особый интерес к футурологическому подходу в стратегическом планировании сегодня демонстрирует банковская сфера. Еще совсем недавно ее можно было назвать, пожалуй, самой консервативной, но она была практически “взорвана” технологиями мобильных платежей. Эта резкая смена технологического уклада, на мой взгляд, до сих пор вызывает стресс, особенно у розничного банкинга, и заставляет менеджмент внимательнейшим образом следить за формирующимися трендами».
А между тем, за многообещающими тенденциями следят не только банкиры, но и представители других сфер российского бизнеса.
Кто бежит, тот и догоняет
Этой весной Россию посетил американский футуролог японского происхождения, физик-теоретик Мичио Каку. В своих выступлениях он подытожил основные тенденции, которые нам следует ожидать в ближайшем будущем. Одним из фаворитов списка ученый сделал 3D-печать и ту роль, которая отведена ей обществом «потребления».
Массовая кастомизация – вот как называется экономическая модель, где каждый покупатель сможет приобретать товар, напечатанный специально под него. Уже сегодня в средствах массовой информации мы слышим новости, о том, что прототипы таких принтеров успешно справляются со своими задачами, что кто-то успел обзавестись первыми моделями для личных нужд и благополучно распечатал какой-то предмет. Так или иначе, технологии пока кажутся нам далекими, используемыми где-то там учеными и энтузиастами. А между тем потенциал у отрасли действительно имеется. И чем раньше предприниматели раскроят все выгоды этой области технологий, тем с большей вероятностью в ближайшем будущем станут лидерами нового, но, безусловно, денежного направления бизнеса.
Первый претендент на всероссийское господство в сфере 3D-услуг уже имеется – компания «Инвент». В 2008 году фирма сделала ставку на развивающуюся отрасль прототипирования. В то время технологии были распространены во всем мире, а вот до российского рынка еще не дошли. Чтобы исправить досадное недоразумение, владельцы компании приобрели подходящее оборудование на техно выставке в Германии и привезли домой, чтобы развивать отрасль у себя на Родине. С того времени прошло пять лет, компания уверенно повела новое направление бизнеса, обзавелась клиентами, а между тем конкурентов по-прежнему можно перечислить на пальцах рук. Как мне сказали в самой организации, это связано, в первую очередь, с дороговизной промышленного оборудования. Интернет пестрит объявлениями перекупщиков, а вот компаний, предоставляющих услуги 3D-печати, на просторах сети практически не видно.
Возможно, российские бизнесмены полагают, будто затраты на приобретение дорогого оборудования не смогут «отбиться», будто спрос на услугу небольшой. Хотя «Инвент» заверил меня, что среди клиентов компании встречаются как крупные заводы и предприятия, нуждающиеся в распечатке макетов, так и обычные люди, желающие сделать что-нибудь эдакое для себя, к примеру, куклу – собственного двойника. Одним словом, в сфере 3D-услуг имеется множество ниш, пока никем не занятых. Но думаю, что такое положение дел будет сохраняться еще недолго, и в ближайшем времени подобные компании станут расти как грибы.
Из одного дерева икона и лопата
Одно время по Рунету ходил забавный анекдот: «Wikipedia – я знаю все, Google – я найду все, “ВКонтакте” – я знаю всех, Internet – без меня вы ничто, электричество – ну-ну!» Сарказм по поводу беспомощности любой технологии в случае отсутствия таких элементарных вещей, как энергия, вполне обоснован. В конце концов, эта обыденная и привычная вещь – электричество – приводит в жизнь десятки и даже сотни приборов дома и на работе. И не так страшен обрыв линии у провайдера, как энергетический кризис. Именно его предрекают футурологи и ТЭК в будущем, если человечество не придумает более рациональные способы использования имеющихся источников энергии или не найдет новые.
Аналитическое подразделение Exxon Mobil Corporation взвалило на себя обязанность выяснить, как будет развиваться отрасль мировой энергетики в ближайшие 30 лет. Согласно их исследованиям, к 2040 году потребность в энергии вырастет на 30%. Это будет связано с двумя факторами: во-первых, мировая экономика увеличится вдвое, а, во-вторых, население планеты достигнет отметки в 9 млрд. человек (против нынешних 7 млрд. землян).
Отчет аналитиков также гласит, что нам следует ожидать значительного всплеска в сфере поиска и использования возобновляемых типов энергоносителей. Что ж, будем ждать. К тому же определенные сдвиги в этом направлении уже имеются. К примеру, в России успешно применяется биогаз. Это горючая смесь газов, которая получается во время метанового разложения органических субстанций. В роли этих самых «субстанций» выступают, как правило, отходы птицеводческих, свиноводческих и КРС хозяйств, а также «утиль» мясоперерабатывающих предприятий. Во время процедуры не только добывается биогаз – источник тепловой и электрической энергии, но также получаются органические удобрения. При этом не стоит забывать, что на станции происходит эффективное уничтожение отходов. Одним словом, сплошные плюсы.
Любопытно, что перспективное направление разглядел не какой-нибудь ушлый предприниматель, а губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Именно он предложил обратить внимание на альтернативную энергетику Виктора Филатова – нового руководителя компании «АльтЭнерго», а также стал инициатором создания Белгородского института альтернативной энергетики.
Результатом общих усилий политика и бизнесмена стало строительство биогазовой станции «Лучки» в Прохоровском районе Белгородской области. Ее запуск был осуществлен год назад, но уже сегодня можно судить об успешности проекта, анализируя имеющиеся цифры: за прошедшее время было выработано около 20 млн. кВтч электрической энергии, и порядка 19 тыс. Гкал тепловой. При этом удалось получить более 65 тыс. м3 органических биоудобрений, а также избавиться от 75 тыс. тонн отходов.
Говоря простым языком, мощности «Лучков» хватает, чтобы питать энергией город с населением в 30 тыс. человек. На сегодняшний день она является самой крупной биогазовой станцией в России.
Свое изделие изъяна не имеет
Объяснить возросшую потребность в энергии из отчета Exxon Mobil Corporation может практически любой футуролог. Еще бы, ведь по заверениям техно-провидцев уже в ближайшем будущем на каждого жителя планеты будет приходиться по несколько роботов.
«Робототехника развивается высокими темпами. К 2020 году роботы станут совершеннее людей по физическим возможностям. К 2025-му популяция роботов превзойдет по численности население развитых стран, к 2032-му интеллектуальные возможности роботов окажутся выше, чем у человека, а к 2035-ому они полностью заменят людей в качестве рабочей силы», – заявил известный футуролог Дэйв Эванс во время своего выступления два года назад.
Индустрия робототехники каждый год представляет чудеса современной инженерии на всевозможных тематических выставках. Можно увидеть и металлического повара, и домохозяйку, и парикмахера, и даже такую диковинную машину, как робот-стриптизер. Разумеется, этим агрегатам еще далеко до массового выпуска, но вот роботы телеприсутствия уже начали выходить на рынок. Компактные машины помогают находиться сразу в нескольких местах: это и глаза, и уши, и язык, доступные с компьютера в любой точке мира. Благодаря такому прибору можно посетить конференцию в далекой стране, или совещание на работе, если приболел, а доктор запретил выходить из дома. Постепенно эти «игрушки» находят своего потребителя и превращаются в перспективное направление бизнеса.
В России роботов телеприсутствия разрабатывает компания «Рбот». Работу над столь инновационным продуктом коллектив инженеров начал в середине 2008 года. Благодаря их усердному труду на протяжении нескольких лет на свет появился R.Bot – первый отечественный робот этого класса. Теперь компания занимается его продажей и сдачей в аренду. Как показывает практика, подобный «зверь» разжигает в людях любопытство, оттого становится незаменимым промоутером на различных мероприятиях. Вероятнее всего, со временем робот телеприсутствия станет общедоступным и прекратит будоражить фантазии людей на промо-акциях, и тогда полным ходом будет налажена именно продажа R.Bot для его использования по прямому назначению – телеприсутствия.
Какую же роль играет футурология в бизнесе?
«Такую же, как свет фар автомобиля на неосвещенной магистрали, по которой движутся другие, тоже втемную», – поэтично ответил мне известный российский футуролог Александр Агеев.
История знает множество предпринимателей-новаторов, которые разглядели потенциал в тех областях, где другие не видели ничего путного. Иногда, чтобы схватить удачу за хвост, требуется выйти за рамки привычного и поставить на дерзкую идею, способную осуществить переворот как минимум в собственной отрасли. Нам нужны смельчаки. Безумству храбрых предпринимателей поем мы песню!
Дата публикации на сайте: 01 октября 2013 г.
комментарии: 0
|