Международная Академия исследований будущего (IFRA)
Российское отделение — Академия прогнозирования
Рус | Eng
 
Об академии|Наука и искусство прогнозирования|Книги и публикации|Контактная информация
Главная страница    Книги и публикации

Будущее покажет

Интервью И.В.Бестужева-Лады и Татьяны Ивановой порталу The Village.

http://www.the-village.ru/flows/moskva/posts/107413-future-moscow

The Village опросил исследователей будущего и составил прогноз о том, какой станет Москва через несколько десятилетий

The Village поговорил с экспертами-футурологами о транспорте, архитектуре, образовании и привычках Москвы будущего и выяснил, сможем ли мы летать по городу на личном транспорте, работать в зданиях без стен и найдут ли через пару десятилетий замену алкоголю.
  • Данила Медведев — общественный деятель, философ, футуролог, популяризатор науки;
  • Валерия Прайд — общественный деятель, член координационного совета Российского трансгуманистического движения (РТД), социолог, футуролог;
  • Татьяна Иванова — социолог, футуролог, зам. генерального директора Института экономических стратегий, академик МАИБ;  
  • Эдуард Хайман — мультидисциплинарный архитектор-дизайнер, исследователь проблем интерактивности в архитектуре;
  • Игорь Бестужев-Лада — социолог, футуролог, почётный президент Международной академии исследований будущего.

ТРАНСПОРТ

Узловыми решениями транспортных проблем в Москве, по мнению футурологов, является не строительство рациональных развязок или ограничение доступа индивидуального транспорта в отдельные районы города, а массовая замена автомобилей на экологически безопасные модели нового поколения. По мере развития технологий перемещаться москвичи будут комфортнее, удобнее и быстрее.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

Данила Медведев: Московский общественный транспорт будет стремиться к качественным стандартам европейского. По мере того как компьютерные технологии развиваются и дешевеют, приближается возможность создания в Москве системы автоматизированного управления транспортными потоками. Автобусы будут синхронизированы. Вы сели на автобус, и вам не нужно думать о том, как пересаживаться на другой. Автобус знает, что вы в нем едете, знает, куда вы едете, и договаривается с другим автобусом. Таким образом вам придется ждать следующего, допустим, полминуты.  

Проекты интегрированных транспортных систем будут дорабатываться. Например, аэроэкспрессы. Идея хорошая — связать центр и аэропорт, необходимо общее улучшение технологий. Человек приезжает на Павелецкий вокзал, делает чек-ин, отдает свой багаж, автоматические тележки доставляют багаж в аэропорт. Контроль должен быть только один, все документы пассажира, транспортная идентификация — в одной карточке или пальце. Посадка занимает не 2 часа, а 15 минут. При этом самолет знает, где находятся пассажиры, потому что у каждого есть телефон с GPS. И человек, выходя из дома, помечает: «Я согласен, следите за мной».

ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ

Данила Медведев: В Москве будут развиваться индивидуальные транспортные средства типа Segway или Soloweel. Они решают и проблему парковок, и проблему создания дополнительной инфраструктуры. На них можно ехать и по тротуару, и по дороге, а потом поставить у себя дома.  

Совершенно точно в течение ближайших десятков лет во все автомобили будут вставлены технологии автоматического управления. Если человек получит автономный автомобиль, который перемещается по обычным дорогам без водителя, то он сможет всегда оставить его на дороге и выбрать тот вид транспорта, который в данный момент более оптимален. Аренда автомобиля будет возможна в любой точке города, как мы сейчас вызываем такси. 

Эдуард Хайман: Если появятся дорожки для велосипедистов и будет активно использоваться транспорт типа Segway, то у людей появится другое отношение к перемещению. Изменится пользовательское отношение к городу. У человека, кроме пунктов конечного назначения, в которых он живет, работает или отдыхает, будет еще и путь. 

ЛЕТАЮЩИЙ ТРАНСПОРТ 

Татьяна Иванова: Много разговоров было о летающем транспорте, существуют прототипы, есть модели, готовые к элитному и среднеэлитному потреблению. Однако пока обладание таким транспортом остается на уровне личного дорогостоящего каприза. На пути массового использования летающего транспорта пока стоят нерешенные технологические проблемы: в первую очередь проблема безопасности его использования в условиях мегаполиса. Пока ведущие автоконцерны пошли по пути производства гибридов и электромобилей. В ближайшие 10 лет произойдет их массовое внедрение, вплоть до законодательного ограничения использования традиционного транспорта. 

Валерия Прайд: Самолеты быстро не меняются, это все-таки сложное, долгосрочное и дорогостоящее оборудование, но при благоприятном стечении обстоятельств в Москве вертолеты начнут перевозить пассажиров. Посадочные площадки будут на домах. Появится вертолетное такси. 

ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ЖИЛЬЕ

В будущем должны решиться проблемы непродуманной застройки города. В ближайшие десятилетия Москва станет городом для среднего класса, а элита и промышленные предприятия отправятся в пригород, полагают футурологи. Технологии позволят в будущем легко изменять элементы здания. В строительстве будут активно использоваться умные материалы, которые обладают большим количеством разных свойств.

РАЗВИТИЕ ПРИГОРОДОВ 

Татьяна Иванова: Ведущее направление развития Москвы — массовый отток населения в пригороды для постоянного проживания. Это традиционный путь развития мегаполиса. 

Данила Медведев: Будет продолжаться процесс субурбанизации, и развитие транспорта этому способствует. В подмосковные поселки и деревни переносится городской образ жизни, городская инфраструктура: магазины, парикмахерские, аптеки, транспорт, дороги. За черту города отправятся и почти все промышленные предприятия и больше склады.  

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Эдуард Хайман: Архитектура будет развиваться в сторону создания публичных пространств. Уже сейчас люди могут работать дома, учиться дома, покупать вещи из дома. Архитекторы будут озабочены созданием пространств, решающих проблему сведения людей в одном месте. Увеличится сложность пространств. Высокотехнологичный дизайн будет определять развитие архитектуры, он очень быстро вбирает в себя все новые идеи.

Сейчас здание обязательно расчленено. В нем есть классические комнаты, окна, балкон. А появится всё больше зданий, которые выглядят как единое целое, некий организм. Дома станут более однородными, но будут обладать огромной функциональностью. 

Данила Медведев: Будут активно внедряться технологии трансформации пространства. Если вместо толстой стены использовать композитные панели, с динамическими соединениями, которые могут управляться компьютером, то мы сможем с легкостью расширять или объединять комнаты. Например, сейчас в некоторых университетах есть аудитории, где посередине раздвижная стенка, чтобы можно было делать из одной аудитории две. Это, скорее, станет правилом.

КОММУНИКАЦИИ 

Эдуард Хайман: Появится метеорологическая архитектура, в которой будут формулироваться новые виды типологий в сферах метеорологии и физики, артикуляции движения воздуха, преобразования воды в пар, темпа обновления воздушных масс, звукового давления, температуры и дыхания. Самое красивое во всей этой истории — она показывает, что можно избавиться от стен, как и от всех границ, которые сейчас помогают организовать тепло внутри здания.  

МАТЕРИАЛЫ 

Эдуард ХайманВ зависимости от нужных свойств стены зданий будут не просто кирпичными или бетонными, а состоящими из набора разных элементов. Мы видим, например, стеклянный фасад, а когда к нему приближаемся, то понимаем, что это небольшие стекла, соединённые какими-то узловыми элементами, которые, в свою очередь, состоят еще из нескольких узловых элементов. Такую стену будет сделать проще, чем кирпичную, из-за удешевления технологий.

Данила Медведев: С развитием материалов мы сможем строить такие дома, в которых теплоизоляционные свойства настолько хороши, что дом вообще не надо отапливать. Сэндвич-панель — это когда много разных материалов соединены, чтобы обеспечить нужные свойства (гидро-, теплоизоляционные и противопожарные).

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Футурологи прогнозируют, что многие вещи через пару десятилетий будут обладать системами искусственного интеллекта и решать рутинные задачи за нас. Москва не сможет избежать развития рынка переработки, который будет автоматизирован и роботизирован.

ПОВСЕДНЕВНЫЕ ВЕЩИ 

Данила Медведев: Удешевление технологий в ближайшее десятилетие сильно поменяет вещи вокруг нас. Благодаря тому, что сейчас микроэлектроника активно развивается, через 15–20 лет в совершенно повседневных вещах будет дополнительный интеллект. Ведь очевидно, что чемодан должен не просто ездить на колесиках, а должен ездить сам. Но затраты, финансовые и технологические, необходимые для того, чтобы чемодан ездил сам, отслеживал, что с ним происходит, не падал, пока очень велики. Но все компании, производящие дорожные сумки вроде Samsonite знают про такую возможность. 

Валерия Прайд: Вещи должны стать более умными и удобными. Рассмотрим простой увлажнитель воздуха. Его надо наполнять водой, включать. И он мог бы иметь маленький интеллект. Чтобы его можно было подсоединить к водопроводной системе, и по мере необходимости он бы сам наполнялся, включался и выключался, спрашивал, нравится хозяину или нет. 

АЛКОГОЛЬ 

Данила Медведев: Вместо алкоголя будут распространяться другие вещества для изменения состояния человека, smart drinks. Общество потихоньку начнет запрещать вредные напитки. Появятся новые, улучшенные энергетики. Все эффекты, которые этанол может дать, люди смогут получить гораздо безопаснее. 

Татьяна Иванова: Алкоголь будет дорожать. В ближайшие 10–20 лет в Москве с большой вероятностью резко сократится количество мест, где можно будет его приобрести (вплоть до изъятия крепкого алкоголя из традиционных магазинов и организации специальных мест продаж).

МУСОР 

Татьяна Иванова: Сжигать мусор — это каменный век. Это нерационально, разрушает окружающую среду и наносит вред здоровью горожан. В ближайшие 10 лет произойдет полный отказ от этих устаревших технологий утилизации отходов мегаполиса. В Москве запланировано строительство 11 предприятий, работающих по принципу гидросепарации (Способ разделения мусора на составные части по весу при помещении в воду: металл (тонет сразу), стекло (тонет медленнее), дерево и бумага (всплывают). — Прим. ред.). Будут решать проблему утилизации электронной и бытовой техники. Возможно, бесплатно или за символическую плату забирать отслужившую свое технику из дома для утилизации. Тут главное понимать, что отходы мегаполиса — это не просто мусор, но и ресурс, сырье, годные для вторичной переработки, всё будет возвращаться в цикл производства и потребления. 

Данила Медведев: В Москве должна будет появиться инфраструктура раздельного сбора мусора. Скорее всего, системы будут автоматизированными, то есть я бросаю батарейки в мусорное ведро, и уже задача ведра — понять, что это батарейки, и переложить их в какое-то отделение. Также сейчас разрабатываются базы данных по веществам, которые используются при производстве разных товаров. Когда вам привозят, например, стул, вы можете посмотреть в базе, откуда пришли все материалы, из которых он сделан, и как их можно переработать на 100 процентов. Некоторые компании уже включают стоимость переработки в стоимость товара — тенденция, которая будет развиваться.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ

То, что мы привыкли воспринимать как необходимое, может совершенно поменяться, по мнению футурологов.

Игорь Бестужев-Лада: Москва станет городом студентов и городом туристов. Кремль — это музей: там не место чиновникам. Он предназначен не для правительства, а для экскурсионных групп. Было бы разумно построить рядом с Москвой город и перенести туда столицу. 

Данила Медведев: Благодаря дистанционному обучению всё менее важными станут школы, институты, университеты. Есть вещи, которые привязывают человека к месту, одна из главных сегодня — школа. Переехать можно более-менее легко, поменять работу, дом, магазины, а вот перевести ребенка мгновенно в другую школу — тяжело. Если мы переходим на частично удаленное образование, то в этом случае родители станут более свободными.



Дата публикации на сайте: 26 апреля 2011 г.



комментарии: 0


© Международная Академия исследований будущего, 2007 - 2023