Выступление А.Неклессы на Петербургском международном экономическом форуме 2010.
Петербургский международный экономический форум 17–19 июня 2010.
Панельная сессия «Взгляд в будущее: дом будущего, где нам жить в постуглеводородном завтра».
Описание сессии:
Современные технологии позволяют сделать быт человека значительно более комфортным, а средства коммуникации создают возможность почти всю жизнедеятельность перенести в пространство дома или квартиры. Такой переход уже в недалёком будущем изменит многие социальные процессы, традиции и стереотипы. Сегодня умные дома — это дорогая игрушка, привилегия богатых. Но с появлением масштабируемых недорогих и функциональных решений мир может измениться так же, как он изменился благодаря интернету и мобильной связи.
Какой он, дом будущего, и как скоро его ждать?
От энергоэффективности к энергоактивности.
От коммунальной зависимости к автономности.
Интеллектуализация ради упрощения быта.
Модератор:
Валерий Фадеев, Главный редактор журнала «Эксперт», генеральный директор ЗАО «Медиахолдинг Эксперт»
Выступающие:
Сергей Журавлёв, Руководитель проекта «Российский Дом Будущего», медиахолдинг «Эксперт»
Нильс Бьёрн Кристиансен, Главный исполнительный директор и Президент, Danfoss A/S
Бруно Лафон, Директор, председатель и главный управляющий компании, Lafarge Group
Мозен Моазами, Вице-президент подразделения разработки Интернет-решений для бизнеса, Cisco
Александр Неклесса, Заместитель генерального директора, Институт экономических стратегий при Отделении общественных наук РАН
Михаил Слободин, Президент, ЗАО «Комплексные энергетические системы»
Кэтрин Сьерра, Вице-президент по вопросам устойчивого развития, World Bank
Хенрик Эрнрут, Председатель Совета директоров, YIT Corporation, председатель Совета директоров, Poyry
Участники дискуссии:
Андрю Меллор, Директор, PRP (телемост из Великобритании)
Реза Раджи, Основатель, председатель и руководитель отдела безопасности, iControl Networks, Inc. (телемост из Великобритании)
В. Фадеев:
Хочу предоставить слово Александру Неклесса — одному из тех людей в России, которые думают о будущем, о по-настоящему далеком будущем. Александр, пожалуйста.
А. Неклесса: Как только мы вводим понятие будущего, сразу возникает провокативность.
Будущее означает иное, и все слова приобретают несколько иной смысл. Иной смысл приобретает понятие «постуглеродной эры», поскольку речь идет уже не столько об экономии, а о каких-то других вариантах энергетики, в том числе энергии, не связанной с физическими процессами. А, скажем, энергия культуры, которая упоминалась сегодня уже — переосмысливается понятие дома как среды обитания; безусловно, в центре встает человек, новый человек. Я начал с человека свое рассуждение, поскольку мы переходим в мир, где человек приобретает совершенно новый характер — это сложно организованная личность, которая существует параллельно с массовым обществом. И, тем не менее, количество этих сложно организованных личностей достаточно велико. Среда обитания – сложная среда обитания: одновременно и глобализация, и локализация — это породило термин «глокализация». И, наконец, место обитания. Здесь интересно, потому что место обитания в современном мире — да, слово «дом» сохраняется, но понятие становится комплексным, причем комплексным с английским оттенком слова complexity. Дом становится дискретным. Люди обладают несколькими домами. Дом в городе, дом иногда в другом городе или в другом государстве, дом за городом. И все это объединяется одним понятием «дом». Но что еще интереснее, дом становится подвижным понятием. Я думаю, многие из вас видели фильм “Up In The Air”. Он носит немножко карикатурный характер, но, тем не менее, отражает определенную реальность, когда системы Sheraton или Hilton представляют среду обитания для человека, являясь его постоянным и основным домом. В результате футурологические процессы, происходящие в мире, заставляют нас иначе отнестись к существующим схемам. Последнее время очень часто говорится об индивидуальном доме, но выступающие передо мной отметили нарастающий характер урбанизации. То есть да, с одной стороны мы видим деурбанизацию — выезд в окружающее загородное пространство и, тем не менее, гораздо более массивный процесс урбанизации, который можно назвать «78» от двух цифр — 7-8 миллиардов жителей Земли, или «789». По-видимому, нам имеет смысл думать не только об индивидуальных жилищах, но и о жилищах, построенных по типу «город-дом» или «дом-город». И, одновременно, вспомнить то, о чем я упомянул в начале рассуждения своего – это энергия культуры. Поскольку, возможно, основным энергетическим источником у нас становятся то, что мы называем, и что звучит, пожалуй, чаще других слов - инновация, но источник инновации – человек. Поэтому «дом-город» мыслится как пространство, где объединены различные формы жизнедеятельности человека. Это – рекреационная среда. Это парамедицинская среда, ну в смысле профилактическая медицина. Это, одновременно, и творческая среда взаимодействия различных видов творческой деятельности.
И это социальная среда, от которой вырастают новые образцы социального поведения. Таким образом, наряду со стандартным образом индивидуального дома, насыщенного робототехникой, мы начинаем размышлять об огромных городах-домах, где будет человеческая жизнь организована новым образом, но с тем, чтобы сохранить паттерн не массового общества, а суметь трансформировать людей в креативные личности, создающие то самое будущее, о котором мы сегодня и рассуждаем. Если бы было больше времени, можно было бы больше поговорить на эту тему.
В. Фадеев: Спасибо, Александр.
В первой части, когда говорили об умном доме, я подумал, что умный дом должен быть похож на избушку на курьих ножках. Для иностранных коллег поясню: это сказочное устройство, которое способно реагировать на голосовые сигналы и перемещаться в пространстве. Но сейчас Александр сказал, что дом — это весь город, и тут вспоминается уже совсем другое: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Это принципиально другой подход — или индивидуализация и замыкание в избушке, или выход за пределы этих стен, когда домом становится огромное пространство.
А. Неклесса: Я увидел противопоставление автономности и коммунальности. Но дело в том, что человек становится в современном мире суверенной личностью. У нас возникает интересная динамика суверенитета. Государственный суверенитет становится групповым суверенитетом, а групповой суверенитет в виде предела видит суверенную личность. Но суверенная личность не может жить в автономном режиме. Она находится в социальном взаимодействии. Поэтому когда я говорил о городе-доме, я имел в виду даже не городское пространство, осмысливаемое как дом, хотя это вполне возможный и по-своему рациональный подход. Нет, я имею в виду те архитектурные проекты, которые начинают возникать. Проекты домов, населенных огромным количеством людей, дома, которые включают в себя рекреационные пространства, места отдыха, куда мы в своей стандартной жизни привыкли отъезжать в другие города — они находятся внутри данного дома. Там находятся и курорты, там находятся и лечебницы, там находятся и социальные пространства и другие entities, которые способствуют развитию социальной деятельности, но которые можно целенаправленно организовать в сторону развития креативных способностей человека. Это дома, только дома совершенно другого типа. Где-то недели через две на сайте группы «Интелрос», которую я представляю, будет выставлен проект «Феникс» —такого дома, который, возможно, будет построен в России.