Последние конвульсии старой цивилизации
"Россия", "15 (647), 23 апреля 2009 г.
Лариса Синенко
Прогнозы – своеобразная метка профессионализма, а сегодня все чаще можно услышать среди политиков и финансистов категоричное: “Прогнозы не делаю!”. Причина – глобальный кризис. Мало кто из политической и деловой элиты мира “вычислил” его. Не прислушались и к мнению ученых, занимающихся просчитыванием вариантов будущего. Кстати, еще 10 лет назад Юрий Яковец предупреждал о крушении иллюзий “эпохи мыльных пузырей”: “…Не так давно кризис пережила Япония. Столь же горькая полоса разочарований ждет, вероятно, и США”.
Может, модели мировых финансово-экономических отношений и глобализации попросту зашли в тупик? Вот что говорят по этому поводу современные футурологи – доктор экономических наук, академик РАЕН Юрий ЯКОВЕЦ и академик РАЕН, президент Академии прогнозирования Александр АГЕЕВ.
Последний бастион отжившей цивилизации
Юрий Яковец:
– Кризис был предсказуем, неизбежен, более того – необходим. Как очищающий смерч, сметающий все устаревшее. Для нас ничего удивительного в этом процессе нет. Очередная конвульсия рождения нового мира. Да, процесс болезненный, связан с потерями, но не апокалипсис, не конец света. Человечество не раз проходило такие периоды, находясь на пороге новой цивилизации. Нынешний кризис – импульс для глобальной революции первой половины XXI века. Ее итогом будет становление интегральной цивилизации, ноосферного, энергоэкологического способа производства и потребления, многополярного мироустройства.
Многие уверяют, что индустриальное общество – в прошлом. Что развитые страны, к примеру США и Япония, находятся в постиндустриальном обществе. Это блеф!
Постиндустриальное общество – впереди, и ему надо пережить тяжелый кризис, чтобы трансформироваться в интегральное, которое будет превалировать в течение нескольких столетий, а потом заменится новой цивилизацией. Кризис цикличен. То есть он несет не только проклятие, но и благодать. Выход из кризиса возможен только на основе инновационного прорыва. Нельзя жить пятидесятыми годами и говорить об инновационных стратегиях. Кризис заставляет быстрее умнеть и крутиться.
Александр Агеев:
– Когда случается такая напасть, как кризис, человек помимо ощущения глобального одиночества, которое за последние 20 лет усилилось, входит в полосу страхов, непонимания будущего. А проблемы серьезные: увеличение смертности, сокращение рождаемости.
Юрий Яковец:
– Кстати, по поводу кризиса. Российско-американский ученый Питирим Сорокин еще несколько десятилетий назад отмечал, что как только тягот бытия становится меньше, общество начинает наслаждаться жизнью, потребительскими кредитами. Ему хорошо и оно требует больше и больше демократии, но как только возникают войны, эпидемии, люди независимо от личных мотиваций хотят тоталитаризма в фашистском или социалистическом виде либо в форме современного капитализма. Как только тоталитаризм проблему побеждает, человечество ждет угасающее будущее.
Александр Агеев:
– Если говорить относительно будущего геополитического мира, то геополитика – дверь к геоэкономике, геокультуре и иным ценностям. Привязка к месту в пространстве уже доказана и генетическими исследованиями о распределении этносов на земле. Цивилизацию никакими конъюнктурными соображениями не перестроить. Все имеет глубочайший и тончайший нюанс бытия независимо от перехода из одного поколения в другое. Сейчас мы находимся в 5-м поколении цивилизации с укороченным жизненным циклом и 12 локальными пространствами. :
Юрий Яковец
– Мы исследовали закон сжатия исторического времени, о котором еще Вернадский писал, что оно особенно чувствуется при смене поколений. Происходящий ныне кризис мы ожидали на десятилетие позже. Но и здесь есть инерционные движения: пока не “выложится” потенциал данной системы, ее невозможно заменить на другую.
Человечество на пороге серьезных перемен
Юрий Яковец:
– Локальные цивилизации – не новации на карте мира. Они возникли около шести тысячелетий назад в древних государствах – в Шумере, Египте, Индии. Затем они менялись, как в калейдоскопе: одни сходили со сцены, другие возникали, третьи трансформировались в цивилизации новых поколений. Сейчас человечество вступает в новый этап исторического прогресса. Этот процесс займет не одну сотню лет. Питирим Сорокин еще три десятилетия назад доказывал неизбежность становления интегрального общества, которое последует за капиталистическим и социалистическим и будет принципиально отличаться от обоих. Иными словами, на смену техногенной индустриальной цивилизации, где человек был придатком, винтиком огромной промышленной, политической, идеологической машины, идет гуманистически-креативная, ноосферная постиндустриальная цивилизация, где на первое место выдвигаются творческое начало, духовные ценности, различия в социокультурном облике.
Александр Агеев:
– То, что современный миропорядок не устоит долго, очевидно. Среди тех, кто играет в большие глобальные игры, идет серьезная дискуссия: что же делать дальше и что будет дальше? Одним кажется необходимым притормозить развитие мира в целом – иначе бубликов не хватит на всех, другие шансов на это не дают, третьих захватывает сама атмосфера глобального хаоса, четвертые питают иллюзии глобальной управляемости, пятые хотели бы вообще переселиться на другие планеты.
Кризис – это фальсификация либерализма
Юрий Яковец:
– Выясняется, что за всеми финансовыми и политическими решениями стоят особенности цивилизации. Исследования показывают, что в геополитическом раскладе наша страна занимает четвертое место по интегральной мощи. Нас опережают североамериканская цивилизация, европейская, китайская по девяти принципиально важным системам развития любой цивилизации. Это и природные ресурсы, и территориальные, и ландшафтные, и транзитный потенциал, и население, и экономика, культура, религия, внешняя политика, Вооруженные силы.
Но наша самоидентификация является наиболее рыхлой из всех современных цивилизаций. Мы плохо представляем свои корни, еще хуже – будущее. И крайне негативно относимся к настоящему в отличие от других цивилизаций. По сравнению с китайцами, американцами, европейцами мы оказываемся в безобразном статусе. Это неправильно, так как уровень притязаний зависит от уровня достижений, а достижения – от самооценки. Поэтому те экономические модели, которые воспроизводят ложь, халяву, недобросовестность, позволяют иметь фантастические прибыли многим игрокам. То есть мы фактически переживаем глубочайший цивилизованный надлом и возможности манипулирования ценностями, смыслами жизнями. Кризис – это фальсификация либерализма.
Александр Агеев:
– Только сформировав образ будущего, ради которого захочется жить, мы сможем ответить на те вызовы, которые стоят перед нами. :
Прямо пойти, налево свернуть?
Юрий Яковец
– Есть несколько сценариев развития кризиса. Все останется по-прежнему в фальсифицировано-либеральном эгоистичном обществе. Как снежный ком будут нарастать локальные войны в Пакистане, Индии, Иране, Африке, Латинской Америке, Китае и по нашим границам. Это быстро катящийся снежный ком, ведущий к фатальному коллапсу.
Переход к постиндустриальной цивилизации характеризуется сменой системы ценностей и ориентиров. Фазу зрелости они достигнут, по нашим прогнозам, лишь к середине XXI века, да и то не во всех странах и цивилизациях. Прежде всего там, где первенство отдается творческому началу, гармонизации общества и природы. На этой основе и будет преодолен техногенный характер постиндустриального общества.
Александр Агеев:
– Если оценить перспективы развития того или иного государства по десятибалльной шкале, то позиции России сейчас – на шестерку. Шесть-восемь баллов – это статус великой державы. То есть наша страна находится на нижнем уровне великой державы. Но такое положение неустойчиво. Из него в ближайшие 10 лет нас либо бросит вниз, либо поднимет. Удержаться в нынешнем статусе, ничего не делая, полагаясь на инерцию, невозможно. Поэтому риски нашего будущего выше среднего. Разброс сценариев развития страны до 2020 года мне представляется таким: от 3,5 до 6,8 балла. Первая цифра означает распад России, вторая – повышение нашей международной роли, успех инновационного развития, рост благосостояния населения. В общем, идеальный вариант.
Юрий Яковец:
– Любой процесс имеет периоды неравновесия. Но есть определенный предел колебаний. Система, которая выходит за него, погибает. Как это случилось с СССР. Но исследования доказывают, что мир многополярен и в разнообразии его сила и источник развития. Ни Китай, ни Россия, ни Индия уже не будут идти в хвосте за США, потому что стали самостоятельной цивилизацией.
Наш геополитический прогноз до 2050 года говорит о трансформации многополярного мира. Это подтверждает и появление полгода назад его нового инструмента – G20. Группа пусть не очень умело, но пытается именно на основе партнерства выработать реакцию на случившийся глобальный кризис, за которым последует новое поколение локальных цивилизаций.
Лариса Синенко
"Россия", "15 (647), 23 апреля 2009 г.
Дата публикации на сайте: 23 апреля 2009 г.
комментарии: 0
|