О времени
А времени, по существу-то, нет! И. Давиденко
Человечество само завело себя в тёмный лес непонятого времени.
То ли четыре с половиной миллиарда земных лет назад сотворён мир, как говорит наука, то ли всего семь тысяч пятьсот девятнадцать земных лет назад ( в 2010 году новой эры), как утверждает христианская церковь?
Разрыв реперов превышает возможности компромисса! Или так, или иначе!
Но живём в этом временном раздрае!
Поделите число 7518 на 4 500 000 000. Очень МАЛОЕ на очень БОЛЬШОЕ!
Соотношение не в пользу религии.
Правда, и в недрах науки возникают сомнения в 4,5 миллиардов лет!
Но никогда факты геологии и палеонтологии не приведут грамотного человека к 7518 лет существования Земли.
Отчего же в 21 веке религия вползает в картину мира?
Напрасны оказались подвиги Бюффона и последующих испытателей Природы?
Да когда появилось число лет существования Земли?
Принцип очередности напластования (Н.Стено) и принцип фаунистической летописи (В.Смит, Ж.Кювье) лежат в основе стратиграфии — науки о последовательности залегания и относительном геологическом возрасте горных пород («стратум» — слой, «графо» — пишу, no-латыни). А остатки живых существ в слоях горных пород с тех пор изучает палеонтология («палайос» — древний, «онтос» — существо, по-гречески).
Позже на помощь стратиграфии пришла палеоботаника, изучающая остатки флоры прошлых геологических эпох. И в исторической геологии появились надежные методы относительной геохронологии («хронос» — время, по-гречески).
Создавались первые геологические календари — шкалы относительного возраста горных пород. Одна из первых стратиграфических шкал создана в конце XVIII века немецким минералогом А. Вернером. Но никто еще тогда не определял длительность геологических процессов в годах.
Да и что было определять, если в Библии сказано, что Земле 6 тысяч лет!
Но в 1749 году французский ученый Ж.Бюффон в книге «Теория Земли» объяснил происхождение планет Солнечной системы распадом кометного вещества. Земля представлялась ему состоящей из твердого стеклоподобного вещества в оболочках из стеклянных крошек и пены. Море вначале покрывало всю поверхность планеты; приливы и отливы создали горные кряжи, вышедшие из-под уровня океана и ставшие материками. Затем материки разъединялись. Заметим, что, по Бюффону, Европа и Америка вначале составляли один материк, потом они разъединились при образовании Атлантического океана. Эта, уже почти современная, трактовка формирования лика планеты высказана свыше 200 лет назад.
В 1778 году Бюффон публикует вторую книгу — «Эпохи природы», где история Земли разбита на семь этапов: 1) когда Земля и планеты приняли свою форму; 2) когда Земля отвердела внутри и с поверхности; 3) когда воды покрыли наши континенты; 4) когда схлынули воды и начали извергаться вулканы; 5) когда слоны и другие южные животные жили на северных землях; 6) когда произошло разделение континентов; 7) когда на Земле воцарился человек. Понятно, что такие этапы не могли быть короткими, и Ж. Бюффон определил длительность истории Земли в 75 000 лет.
Рассказывают, что Бюффон калил добела в кузнечном горне каменные пушечные ядра и измерял время их остывания на воздухе. Если Земля в прошлом была раскаленным шаром, то остывала она, возможно, во столько же раз дольше, во сколько она больше пушечного ядра. Отсюда и получены 75 000 лет.
Духовенство резко осудило выводы геолога. К сожалению, физики и астрономы тех лет не поддержали Ж. Бюффона, их устраивал, вероятно, библейский срок существования Земли. Сейчас слова Бюффона понятны всем.
Но вот мнение его современника германского ученого И. Лемана в книге «Опыт восстановления истории флецовых гор», вышедшей в свет в 1756 году: Леман, в полном согласии со священным писанием, полагал, что в истории Земли есть лишь два существенных события — ее сотворение и всемирный потоп.
«От сотворения мира», по Леману, возникли жильные породы, в том числе и рудные жилы, а за время потопа сформировались «флецовые», осадочные, породы, бедные металлами, но содержащие остатки животных и растений.
В работах М. В. Ломоносова «Слово о рождении металлов от трясения Земли» (1757г.) и «О слоях земных» (1763г.) длительность геологической истории планеты определена уже во многие тысячи лет, — только время, прошедшее с периода существования мамонтов в северных странах, оценено в 400 000 лет.
Геология, по М. В. Ломоносову, явно противоречила богословию:
«Итак, напрасно многие думают, что, все как видим, с начала творцом создано; будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом; и потому де не надобно исследовать причин, для чего они внутренними свойствами и положением мест разнятся. Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук, следовательно и натуральному знанию шара Земного, а особливо искусству рудного дела, хотя оным умникам и легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил; и сие дая в ответ вместо всех причин».
Многие идеи Ломоносова, в частности о формировании рельефа Земли в результате вертикальных поднятий, лишь в 19 веке были повторены в работах западноевропейских ученых.
В 1795 году в двухтомном труде «Теория Земли» шотландский геолог Д. Геттон высказал принцип единообразия (теперь его называют принципом униформизма), заключающийся в том, что любым, ныне наблюдаемым изменениям в природе приписываются аналогичные изменения и в прошлом. Для накопления даже маломощного слоя осадков нужны годы, а что уж говорить о времени формирования многокилометровых толщ древних пород. Но убедить современников Геттону не удалось. Он связал воедино и влияние океана на формирование горизонтальных слоев осадков, и активную роль подземных расплавных масс и, так же как М. В. Ломоносов, приписывал поднятиям решающую роль в формировании рельефа.
Передовые для своего времени взгляды Ж. Бюффона, М. В. Ломоносова, Д. Геттона только в 19 веке были развиты работами английского естествоиспытателя Ч. Лайеля. В 1830— 1833 годах выходят в свет три тома его книги «Основы геологии», где изложена гипотеза циклического развития в течение миллионов лет.
Доказательством чрезвычайной длительности геологической истории Земли явились и работы Ч. Дарвина об эволюционном развитии живых организмов.
Во второй половине 19 века геологи уже выделяли 4 эры в развитии земной коры: кайнозойскую (по-гречески «кайнос» — новый), мезозойскую («мезос» — средний), палеозойскую («палайос» — древний) и докембрийскую, или архейскую («археос» — древний, первоначальный). Исследуя только молодой, кайнозойский слой, американский геолог Дана в 1873 году подсчитал, что для образования его потребовалось не менее трех миллионов лет, а в 1893 году Уолкот определил длительность кайнозойской, мезозойской и палеозойской эр минимально в 25—30, максимально в 60—70 миллионов лет. Очень точно оценить срок формирования кайнозойских отложений позволяет метод шведского ученого де Геера, обратившего внимание на характер смены глинистых слойков при таянии ледника: светлые, более песчанистые глины отлагаются при усиленном таянии льда летом, а более темные глины — зимой, так что темный и светлый слои отвечают одному году. По числу лент глин в современных ледниковых отложениях было установлено, что от начала таяния последнего ледника прошло 12 000 лет. А это крайне малый промежуток времени для истории Земли.
Итак, к концу 19 века геологи уже уверенно говорили о многих миллионах лет развития планеты. Опровергнув одну из догм богословия, геология, не относимая к разряду точных наук, должна была, казалось, найти поддержку у наук точных— ведь 19 век знаменит крупнейшими открытиями в физике. Но получилось иначе.
В 1847 году немецкий физик Гельмгольц сформулировал закон сохранения энергии (энергия может переноситься из одного места в другое, но не может создаваться из ничего или уничтожаться). В попытках объяснить источник энергии Солнца Гельмгольц приходит к выводу о сжатии первоначальной исходной туманности, из которой сформированы и Солнце и планеты (согласно гипотезе Канта и Лапласа). В результате такого сжатия Солнце получает возможность расточительно излучать энергию. И началось это, по расчетам Гельмгольца, 18 миллионов лет назад; следовательно, и Земля не может быть старше 18 миллионов лет. Конечно, геологи с этим согласиться не могли.
Авторитет физика Гельмгольца, за которым бастионом уверенности стоял неоспоримый закон сохранения энергии, послужил одной из причин второго длительного кризиса в определении времени геологической истории Земли: физики той поры защищали идею о краткости времени существования планеты; геологи, а затем и биологи (особенно после работ Дарвина и Гексли), доказывали обратное.
Геологи с их необычной восприимчивостью ко всему новому в науке оказались правы, а точные науки конца 19 века подтвердили это.
В 1895 году немецкий физик В. Рентген открывает Х-лучи (теперь они известны как рентгеновские); в 1896 году французский физик А. Беккерель обнаруживает явление радиоактивности урана; в 1897 году английский физик Д. Томсон доказывает существование электрона; в 1898 году французские ученые П. Кюри и М. Склодовская-Кюри выделяют радиоактивные, элементы — полоний и радий. Затем обнаруживается радиоактивность других тяжелых элементов.
1902 год можно считать началом нового этапа геологического летоисчисления. В этом году П. Кюри впервые высказывает мысль об использовании скорости радиоактивного распада для определения возраста горных пород и минералов. В 1904 году эту же мысль повторяет в Англии Э. Розерфорд, а в 1907 году американский химик Б. Болтвуд намечает пути реализации идеи. Уже было рассчитано, что за 4,5 миллиарда лет в условиях Земли половина любого количества урана распадется и превратится в свинец и что реакция распада урана подчинена правилу реакций первого порядка (известная скорость изменений за короткий период позволяет оценить скорость изменений за длительный период), что условия Земли не влияют на скорость ядерных реакций. Таким образом, количество свинца, сопутствующего урану в породе или минерале, зависит только от времени (и от первоначальной примеси свинца, конечно). Человек получал счастливую возможность пользоваться часами «с вечным заводом».
И геологи принялись искать горные породы и минералы с возрастом порядка 3-4 миллиардов лет. И находили!
А церковь никак не учитывает успехи науки. Больше того, активно сдерживает развитие науки! Исторический период 14-18 веков тому свидетельство! Четыре века христианство навевало сладкий сон человечеству… Только с атеизмом 19 века началось бурное развитие науки и техники, а технические революции стимулировали революции политические!
Странно, что в 21 веке церковь активно внедряется в политику, пытаясь влиять на развитие человечества. И тщательно скрывая факты его истинной истории.
Не оттого ли, что человечеству приятно бездействие коллективного ума. Есть обозначенные кем-то реперы!
Зачем думать?
Дата публикации на сайте: 05 февраля 2010 г.
комментарии: 0
|