Люди будущего. Пол Аллен и его искусственный интеллект
Сооснователь Microsoft инвестирует в роботов-предпринимателей, которые вырастут и заменят нас всех.
Cкромного мужчину в мешковатом пиджаке, владельца $15,8 млрд, сооснователя Microsoft Пола Аллена очень раздражает прошлое. Распространенный жанр дружеского, но одновременно критического совета бывшим коллегам, когда один из отцов-основателей большой корпорации через много лет после ухода из нее публично предрекает проблемы своему детищу, Аллену тоже не по душе. Он ушел из Microsoft 30 лет назад и с тех пор лишь один раз дал слабину, рассказав в своих мемуарах («Idea Man», на русском вышли под названием «Миллиардер из Кремниевой долины») о хищном характере Билла Гейтса, который «хотел заграбастать как можно больше и уже ничего не выпускал из рук».
Аллен уверен, что долгое время занимался не тем, чем следовало. Microsoft, программное обеспечение, планшеты, смартфоны и даже Apple с Netflix – все это, как считает Аллен, «хороший дорогой антиквариат», бесконечный процесс реставрации моделей и технологий, придуманных десятилетия назад.
Какие идеи и проекты, по его мнению, не попадают в эту лавку старьевщика? Например, телескоп «Антенная решетка Аллена» (The Allen Telescope Array, ATA). Это комплекс из 42 спутниковых антенн диаметром шесть метров каждая – они должны отслеживать вспышки гамма-излучения, которые могут оказаться шифрованными посланиями внеземных цивилизаций. Аллен действительно верит, что инопланетяне существует, иначе не вложил бы в проект больше $50 млн.
Еще Аллен инвестировал в первый частный суборбитальный корабль SpaceShipOne – он адепт космического туризма, и все по той же причине: предприниматель надеется, что, когда ATA обнаружит первые сигналы от инопланетян, он тут же отправит к ним на своем звездолете представителей человечества.
Возможно, к сооснователю Microsoft относились бы как к эдакому недо-Маску, чудаку-мечтателю, эксцентричному инвестору, которому не хватает обаяния и харизмы других космических энтузиастов с миллиардными состояниями. Но за Аллена готовы вступиться американские ученые, для многих из которых он – «лучший предприниматель десятилетия». Институт искусственного интеллекта, созданный Алленом в 2003 году, стал образцом частной инициативы в сфере фундаментальной науки. За десять лет Аллен вложил в институт своего имени больше $500 млн, а в этом году исследовательская организация, по словам ее создателя, вышла на проектную мощность. Теперь космос интересует сооснователя Microsoft меньше, чем мозг.
Первые $100 млн предприниматель вложил в создание Атласа мозга мыши – это огромная компьютерная модель, которая уже стала стандартным инструментом в научно-исследовательской среде. В частности, в 2006 году ученые использовали Атлас, чтобы найти гены, которые отвечают за память, предрасположенность к рассеянному склерозу и нарушениям пищеварения. Сейчас институт занимается разработкой аналогичного по структуре атласа, но только уже человеческого мозга. Ведущие неврологи, привлеченные институтом, пытаются выделить все типы клеток мозга и выяснить, как они развиваются. Наконец, команда во главе с профессором Ореном Этциони из Университета Вашингтона разрабатывает в институте компьютер, который, как предполагается, через несколько лет сможет освоить курс биологии в средней школе.
Сам Аллен уже сейчас пытается представить, как результаты работы его института отразятся на близкой ему сфере жизни и деятельности – предпринимательстве.
Неожиданный вопрос для успешного бизнесмена-миллиардера: смогут ли роботы управлять бизнесом столь же успешно, как и люди? И еще более неожиданный вопрос: сможет ли искусственный интеллект управлять компаниями эффективнее, чем интеллект живых предпринимателей?
Аллен считает, что да. Вот три прогноза, которые, он уверен, сбудутся, если его институт все-таки расшифрует человеческий мозг, а затем научится его программировать.
1. Основная проблема современного предпринимательства, уверен Аллен, в превалировании интуитивного подхода над рациональным. Искусственный интеллект должен избавить мир от интуитивного бизнеса. Успешные бизнес-модели можно выстраивать математически, используя в качестве вводных данных параметры нужной отрасли, индикаторы финансовых рынков, государственную статистику (показатели долгосрочных прогнозов социально-экономического развития государств) и инвестиционный потенциал учредителей компаний. На первом этапе хватит и сложных программных комплексов, основанных на Big Data, – они предложат менеджерам варианты решений.
Искусственный интеллект, основанный на гигантском объеме информации о человеческом мозге (а только Атлас мозга мыши содержит 85 млн изображений и 600 терабайт информации), будет принимать уже совсем другой тип решений, гармонизируя свойственную человеческому мозгу интуицию и предельную рациональность математических систем.
Представьте себе, как менеджеры будут ходить за указаниями в кабинет к компьютеру-президенту компании, который ежедневно будет выдавать решения невероятной точности. Рынок executive MBA сильно похудеет.
2. Как минимум 30 процентов менеджеров среднего звена в современных компаниях уже через 20 лет можно будет заменить на роботов. Причем это касается именно сугубо менеджерских, а не производственных направлений работы: финансовый учет, логистическое планирование, продажи. Пока ключевое преимущество человеческого интеллекта при решении таких задач – способность к коммуникации, вариативность и способность реагировать на оперативные обстоятельства, идти на компромисс.
Как только ученые научат компьютеры усваивать хотя бы школьные предметы, это преимущество будет уже не столь очевидным, уверен Аллен. Ключевая проблема в представлении знаний: как представить все знания в учебнике таким образом, чтобы позволить программе аргументировать и применять эти знания в других областях. Программы хороши в выполнении процедур, но они по-прежнему используют информацию в качестве основы для алгоритмов, а не фактов и правил, которые могут быть обобщены в различных ситуациях.
3. Использование искусственного интеллекта в менеджменте и на производствах приведет – и это Аллен отмечает с сожалением – к дисбалансу уровня конкурентоспособности на разных рынках. Качественные программы искусственного интеллекта смогут позволить себе далеко не все компании, их внедрение, поддержка и использование будут сравнимы по своей стоимости с ценой сложных корпоративных управленческих систем (уровня SAP и Oracle).
В результате разрыв между очень успешными компаниями и компаниями «средних достижений» увеличится, что приведет к взрыву на рынке слияний и поглощений. Менеджеры с искусственным интеллектом съедят все на своем пути.
01 ноября 2013 г.
|