В Новосибирске разрабатывается долгосрочная стратегия инновационного развития промышленности города
Одним из основных направлений исследований Новосибирского регионального отделения МАИБ в последнее время является разработка стратегии инновационного развития промышленности крупного города.
В соответствии с рекомендациями, разработанными по результатам обсуждения проблем формирования инновационных механизмов развития городской экономики на открытом заседании отделения Академии 14 июня 2007 года (они опубликованы на сайте МАИБ в разделе «Новости» 02/08/2007), выполнена разработка прогнозной модели развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности крупного города.
Модель спроектирована в инструментальной среде BPwin, в которой деловые процессы отображаются стандартным графическим языком Integration DEFinition for Function Modeling (IDEF0). Она представляет собой иерархическую структуру диаграмм IDEF0, раскрывающих на каждом уровне посредством специальной иконики системные взаимосвязи процессов, а также связи между процессами и внешней средой.
На первичной от нулевого (контекстного) уровня диаграмме в модели выделено пять основных блоков:
-
наращивание объемов и диверсификация выпускаемой в городе конкурентоспособной наукоемкой продукции;
-
устойчивое развитие интенсивной генерации инновационных проектов для высокотехнологичного промышленного производства;
-
развитие городской инновационной инфраструктуры;
-
формирование системы ранней подготовки кадров для инновационной деятельности;
-
обеспечение перехода промышленного производства в городе к инновационному типу развития.
Каждый блок модели на следующих уровнях декомпозирован до частных рабочих процессов в конкретных направлениях, отраслях, производствах.
При начальной декомпозиции первого блока в диаграмме нижнего уровня намечены работы по анализу и прогнозированию спроса на выпускаемую продукцию и/или услуги, модернизации (реинжинирингу) производства с целью повышения доли конкурентоспособных изделий, организации позиционирования промышленной продукции на финансовоемких рынках, формированию кластерной структуры в наиболее эффективных секторах промышленности.
Далее при членении названных работ на следующем и ниже уровнях акцент сделан на машиностроительном комплексе, включая приборостроение, что объясняется наибольшим у него, по сравнению с другими отраслями, удельным весом наукоемких технологических укладов, создающих высокую добавленную стоимость. Машиностроительный комплекс в многопрофильной промышленности крупных городов имеет, как правило, значительную долю (в Новосибирске, например, около 28 %). Сюда обычно входят также и оборонные предприятия, где сохранился или восстанавливается научно-технический потенциал, позволяющий выпускать современную военную и гражданскую технику с высокими тактико-техническими данными, обеспечиваемыми за счет использования в конструкциях или технологиях множества различных научных достижений и изобретений.
Многоуровневая декомпозиция 2-го и 3-го блоков модели определила процессы соответственно устойчивого развития интенсивной проектной деятельности и развития инновационной инфраструктуры. Выделены эффективные, адаптированные к российским реалиям механизмы получения плодотворных идей и проектов на их основе, сложившиеся в городах, предложены и новые подходы. Формирование иерархии рабочих процессов во втором блоке осуществлялось исходя из твердого убеждения, что научные достижения, новые знания и проекты становится инновацией, лишь став используемыми технологиями, выпускаемыми изделиями, услуги, то есть – продукцией, воспринятой потребителями и на которую есть спрос. Поэтому кроме систем генерации новых проектов и оценки их потенциальной бизнес-эффективности, в этом блоке вычленены системы реализации проектов, доведения продуктов до рынка и далее до мониторинга в процессе эксплуатации. Причем проектирование процессов интенсификации инновационной деятельности связывалось с достижением роста результативности научно-образовательного комплекса, главным образом, в прорывных направлениях.
Развитие высоких технологий для производства новых наукоемких товаров и услуг в действующем производстве намечено за счет использования потенциала крупных предприятий, для чего предполагается формирование промышленных парков на их свободных площадях, проведение технологического аудита, формирование реестра технических и технологических проблем в промышленном производстве города, создание городской системы субконтрактации и аутсорсинга. Выделены также направления развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, создания и обеспечения функционирования рынков инновационных товаров и услуг. Кроме того, определены направления по формированию организационно-финансовых механизмов инновационной деятельности, совершенствованию и росту межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере.
Развитие инновационной инфраструктуры в третьем блоке включает широкое развертывание действующих и формирование новых инфраструктурных систем, в том числе инкубаторных, информационных, консалтинговых, правовых, инвестиционных и т.д., включая венчурные компании и кадровое обеспечение.
Четвертый блок модели, раскрывающий развитие ранней подготовки инноваторов, занимает место, казалось бы, выпадающее из логики декомпозиции исходной (нулевой) контекстной диаграммы по основанию развертывания сценария инновационной деятельности в городе, и должен быть отнесен по идее к нижним иерархическим уровням, как одно из важных направлений развития системы кадрового обеспечения. Однако на решение вынести эти процессы на первичный уровень модели повлияла, с одной стороны, ставшая общественным настроением безысходность разрешения проблем острейшего дефицита молодых конструкторов, технологов, исследователей и других специалистов прикладной научной и проектной сферы, с другой, – стремление обратить внимание будущих пользователей на оригинальную новосибирскую новацию – авторскую практику системного привития творческих навыков детям и подросткам. Хотя эта практика в виде летних и зимних школ дополнительного образования, названная «НооГен» (рожденный разумом), существует уже немало лет, она вправе называться новацией, так постоянно обновляется, совершенствуется и развивается. В ее основе лежат технологии обучения детей и подростков способам коллективного разрешения проблемных ситуаций и воспитания у них креативного категориального мышления и активной деятельности. При этом естественно возникает конкретный выход в виде ряда проектов и изобретений. Школой «НооГенн» за годы существования накоплен опыт успешного становления многих творческих личностей, которые сегодня плодотворно трудятся в науке, бизнесе, управленческой и политических сферах.
Анализ «ноогеновского» опыта и прогноз возможности его использования для инновационного прорыва в системе профессионального образования, выявления и подготовки перспективных школьников и студентов к инновационной деятельности рассмотрен на открытом заседании Новосибирского отделения МАИБ с участием широкого круга руководителей и представителей системы общего и профессионального образования Новосибирской области и города. Рекомендации Отделения поддержаны муниципалитетом Новосибирска, и сегодня решается вопрос об открытии в текущем году Центра молодежного проектирования, в работе которого предусмотрены новации как школы «НооГен», так и механизмы, предложенными в рассматриваемой модели.
В последнем пятом блоке модели представлены подходы к обеспечению роста эффективности генерации новых знаний в технической сфере, дальнейшему развитию в городе систем разработки наукоемких технологий и их освоения в промышленном производстве, становлению и развитию системы коммерциализации инноваций.
С проектом прогнозной модели, содержание которой изложено выше, одним из первых познакомился мэр Новосибирска Владимир Городецкий, затем она была представлена его заместителям, руководителям департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии, а также ряду руководителей новосибирских предприятий. Модель прошла также апробацию на VI общероссийском форуме лидеров стратегического планирования в Санкт-Петербурге. В результате проект получил одобрение, и Владимир Городецкий принял политическое решение – положить ее в основу разработки комплексной целевой программы «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года».
В начале июля с.г. мэр провел совещание с большой группой руководителей промышленных предприятий и представителями президиума Сибирского отделения РАН и Совета ректоров вузов, где обсудил с ними проблемы в промышленности города и возможности ее инновационного развития. В результате всестороннего обсуждения директорский корпус единогласно поддержали схему разработки программы.
Вслед за этим постановлением мэра был создан Совет по научно-промышленной и инновационной политике города Новосибирска численностью 65 человек, основным назначение которого названа разработка и последующая реализации указанной программы, а также достижения целей и решения задач в обеспечении роста экономического потенциала города, намеченных в стратегическом плане устойчивого развития Новосибирска. Тем же постановлением утверждено положение о Совете. Возглавили Совет на правах сопредседателей Владимир Городецкий и вице-президент Российской академии наук, председатель СО РАН академик Александр Асеев.
Нужно отметить, что в Совет вошли главным образом первые лица важнейших промышленных предприятий, академических и отраслевых научно-исследовательских организаций, ректоры вузов, руководители городской торгово-промышленной палаты и ассоциаций, объединяющих предпринимательские организации, включая малый и средний бизнес, депутаты городского и областного совета, представители администрации Новосибирской области, высшие чиновники мэрии. Такой состав предусматривает привлечение членами Совета к работе в комиссиях и секциях, которые будут заниматься разработкой программы, большого числа различных специалистов, ученых и разработчиков, технических работников.
Первое заседание Совета по научно-промышленной и инновационной политике состоялось 5 августа с.г. На нем Владимир Городецкий сделал большой доклад, в котором представил структуру комплексной целевой программы долгосрочного до 2020 года развития наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска, а также схему организации и управления ее разработкой. Структура программы соответствовала прогнозной модели, разработанной региональным отделением МАИБ. Схему организации проектирования программы мэр предложил построить по матричному принципу. С докладами, раскрывающими инновационный потенциал Новосибирского научного центра и систему подготовки кадров для этапов цикла «исследование–разработки–производство» выступили заместитель председателя СО РАН академик Василий Фомин и председатель Совета ректоров Николай Пустовой. После обсуждения докладов Совет принял развернутое решение (прилагается).
РЕШЕНИЕ
первого заседания Совета по научно-промышленной и инновационной политике города Новосибирска
5 августа 2008 г., г. Новосибирск
Первое заседание Совета по научно-промышленной и инновационной политике состоялось в зале Президиума СО РАН. На нем присутствовало 45 членов совета и 24 приглашенных. Заслушаны доклады и сообщения, посвященные организации разработки комплексной целевой программы (КЦП) «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года», в том числе мэра города Новосибирска В.Ф. Городецкого, председателя СО РАН академика А.Л. Асеева, председателя СО РАМН академика В.А. Труфакина, председателя Совета ректоров Новосибирской области профессора Н.В. Пустового, заместителя председателя СО РАН академика В.М. Фомина, заместителя губернатора Новосибирской области – руководителя департамента науки, инноваций, информатизации и связи профессора Г.А. Сапожникова, генерального директора ОАО «НЗХК» Разина В.П., генерального директора ФГУП ПО «Новосибирский приборостроительный завод» Ю.В. Метельского, председателя Сибирского банка Сбербанка России В.В. Ворожейкина и др.
На основе высказанных предложений в докладах и по результатам обсуждения участники заседания РЕШИЛИ:
1. Отметить, что в Новосибирске в период с 2000 года накоплен положительный опыт взаимодействия и партнерства местной власти, предприятий промышленности и бизнеса, учреждений науки и образования, а также общественных организаций в разработке стратегических документов и реализации на их основе научно-технической и промышленной политики.
2. Признать своевременным и актуальным выход постановления мэра о создании Совета по научно-промышленной и инновационной политике и считать главной задачей Совета в текущем году и первом квартале 2009 года разработку комплексной целевой программы «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года», направленной на достижение целей и решение задач в обеспечении роста экономического потенциала города, намеченного в Стратегическом плане устойчивого развития Новосибирска.
Принять за основу структуры КЦП «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года» структурную модель, предложенную в докладе мэром города Новосибирска В.Ф. Городецким ( доклад опубликован на официальном сайте города Новосибирска: http://www.novo-sibirsk.ru/). Выделить в структуре указанной КЦП в качестве одного из основных направлений комплексную подпрограмму обеспечения научно-промышленного и инновационного комплекса города Новосибирска профессиональными кадрами, включая их раннюю профориентацию и подготовку.
3. Сформировать в срок до 10 сентября с.г. комиссии по организации прогнозно-аналитических работ, исследований и программных разработок в направлениях:
-
маркетинговый анализ инновационной сферы Новосибирска;
-
создание реестра технических и технологических проблем в промышленном производстве города;
-
технологический аудит промышленных предприятий;
-
создание центра субконтрактации и аутсорсинга;
-
подготовка кадров инновационной сферы, включая раннюю подготовку творческой молодежи;
-
развитие инновационной инфраструктуры города, в том числе технопарков и промышленных парков;
-
формирование организационно-финансовых механизмов обеспечения инновационной деятельности в Новосибирске.
Ответственные: департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирск совместно с руководителями промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений, ректорами вузов,
4. Определить в срок до 10 сентября ответственных руководителей от научных учреждений (или вузов) и параллельно промышленных предприятий для следующих секций:
-
Развитие инновационного машиностроения.
-
Производство интеллектуальной и высокоточной спецтехники.
-
Развитие научного и технологического приборостроения.
-
Силовая электроника и микроэлектроника.
-
Оптоэлектроника и приборы ночного видения высоких поколений.
-
Производство современной авиационной техники и других транспортных средств.
-
Атомное машиностроение и приборостроение.
-
Электротехническое машиностроение и приборостроение.
-
Машиностроение и приборостроение для ТЭК и горнорудной промышленности.
-
Новые строительные материалы, технологии, техника.
-
Нанотехнологии и материалы.
-
Электронно-лучевые и лазерные технологии.
-
Разработка и промышленное освоение каталитических технологий новых поколений.
-
Информационные технологии.
-
Медицинские и биотехнологии.
-
Другие критические технологии и наукоемкие производства.
Ответственные: президиум СО РАН, президиум СО РАМН, Совет ректоров вузов совместно с департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.
5. Создать в срок до 10 сентября рабочую группу по подготовке текста комплексной целевой программы «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года».
Ответственные: департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии совместно с ректорами вузов, руководителями промышленных предприятий.
6. Разработать проект Устава Фонда финансовой поддержки разработки и реализации комплексной целевой программы «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года» и решить вопрос об организации этого фонда.
Ответственные: мэрия города Новосибирска, СО РАН, СО РАМН, ОАО «Сибирский банк Сбербанка России», муниципальное предприятие «НОВИНКОР».
7. Возобновить с IV квартала 2008 года практику организации презентаций научных разработок с участием промышленных предприятий города, ориентируя продвижение проектов к масштабной реализации через промышленные парки и дизайн-центры.
Ответственные: Президиум СО РАН, Президиум СО РАМН, Совет ректоров вузов, департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, руководители промышленных предприятий.
5 августа 2008 года
Председатель Совета по научно- промышленной и инновационной
политике, мэр города Новосибирска
В.Ф. Городецкий
08 сентября 2008 г.
|