Международная Академия исследований будущего (IFRA)
Российское отделение — Академия прогнозирования
Рус | Eng
 
Об академии|Наука и искусство прогнозирования|Книги и публикации|Контактная информация
Главная страница    Об академии

Стратегическая матрица Кыргызстана

1 июня 2007 в Алматы в казахстанском пресс-клубе состоялась презентация совместного казахстанско-кыргызско-российского  проекта  «Стратегическая матрица Кыргызстана: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития».

В пресс-конференции приняли участие:

  • Эльнура ОСМОНОВА - вице-Консул Кыргызской Республики в РК.
  • Жигер БАСЕН -  заместитель генерального директора  Института экономических стратегий – Центральная Азия, г.Алматы
  • Людмила БАУМ – Эксперт МИСИ (Международный институт стратегических исследований) при Президенте Кыргызской Республики, член авторского коллектива,        г. Бишкек
  • Ануар АЯЗБЕКОВ -  научный сотрудник Института экономических стратегий – Центральная Азия, член авторского коллектива, г.Алматы
  • Чоробек ИМАШЕВ – Независимый эксперт, г. Бишкек

Как отметили участники пресс-конференции, «Стратегическая матрица Кыргызстана» – второй исследовательский проект совместной казахстанско-российской интеллектуальной корпорации. Это продолжение обсуждения проблем истории, современного состояния и будущего развития государств Центральной Азии. В работе над «Стратегической матрицей Кыргызстана» приняли активное участие кыргызские ученые и специалисты. Как и другие работы этого цикла, настоящее исследование выполнено на базе многофакторной модели стратегической матрицы, позволяющей дать взвешенные оценки прошлого и выстроить спектр сценариев будущего страны.

Многофакторная модель позволяет проанализировать историческое развитие общества и возможные сценарии его будущего по основным параметрам, охватывающим все сферы общественной жизни – управление, территорию, население, природные ресурсы, экономику, науку и образование, культуру и религию, армию (вооруженные силы), внешнюю политику (геополитическая среда).

Данная модель дает возможность увидеть, какие аспекты общественного развития государства не достигают желаемых ориентиров, и требует целенаправленной поддержки. Стратегической целью в этом случае является увеличение интегральной мощи государства – всей совокупности факторов стратегической матрицы.

В «Стратегической матрице Кыргызстана» основные возможные пути развития республики сводятся к вееру пяти базовых сценариев:

  1. «Гибкий курс» – многовекторная внешняя политика. Труднореализуемый для Кыргызстана курс, поскольку слабая экономика, незначительные вооруженные силы, малая численность населения предопределяют относительно небольшие возможности проведения действительно независимой внешней и экономической политики.
  2. «Вхождение в сферу влияния Казахстана» – растущая политическая и экономическая зависимость от Республики Казахстан. В принципе это вариант делегирования полномочий в выборе стратегического пути развития этнически и ментально близкому, но более мощному, прежде всего экономически, государству. В чистом виде этот сценарий также трудно реализуем, поскольку, хотя Казахстан обладает существенно большими возможностями, нежели Кыргызстан, однако и его потенциал относительно невелик в глобальном масштабе. 
  3. «Евроазиатская интеграция» – один из наиболее приемлемых для Кыргызстана сценариев, поскольку в потенциале позволяет Кыргызстану наряду с другими государствами Центральной Азии стать системообразующей единицей крупного геополитического объединения, подобно тому как малые государства Европы наращивают свой вес и влияние на международной арене за счет членства в ЕС. 
  4. «Вхождение в сферу влияния Китая» — весьма вероятный сценарий, учитывая растущую экономическую мощь Китая и его географическую близость. Основная опасность в реализации этого сценария связана с угрозой этнического и культурного растворения. Хотя основные негативные последствия лежат несколько дальше избранного прогнозного горизонта (2020), они должны учитываться при стратегическом проектировании. 
  5. «Евроатлантический выбор» — при кажущейся привлекательности вхождения в сферу влияния наиболее экономически развитых государств мира таит значительные угрозы, так как развитие экономически слабых государств в системе открытой либеральной экономики, как правило, закрепляет экономическую периферийность. Это доказывает и собственный опыт Кыргызстана по поспешному и непродуманному вступлению в ВТО. Стремление же Кыргызстана играть роль крупного транзитного узла реализуемо только на фоне добрососедских отношений с крупными державами региона. 


10 июня 2007 г.


© Международная Академия исследований будущего, 2007 - 2023