Наука о перспективах будущего
В январе 2006 года в нашей стране было создано Общество азербайджанских футурологов (ОАФ). Первые месяцы работы общества показали, что работы в этой сфере много. Вместе с тем имеется определенный интерес не только со стороны ученых, но и общественности. Однако имеется немало и препятствий. К сожалению, необходимо и объяснять, что такое футурология сегодня, чем она отличается от марксистского коммунизма, чем может помочь и т.п. Футурология - наука о будущем. Понятно, что те, кто задумываются о будущем, помогают его приближению, либо помогают избежать негативных его последствий. Марксисты, правда, тоже думали о будущем, но понимали его своеобразно. Однако в советский период сложилось в целом отрицательное отношение к футурологии. Многие, наверное, помнят, как критиковались взгляды и труды Германа Кана, Даниэля Белла, Реймона Арона, деятельность "Римского клуба" и др. Хотелось бы здесь выделить значимость для футурологов деятельности "Римского клуба", по инициативе которого развернулось в 70-х "глобальное моделирование" перспектив развития человечества. Интересно, что точно также сегодня у нас многие отрицательно, то есть оценочно относятся к глобализации, воспринимая ее как вестернизацию, продолжение лидерских амбиций каких-то государств и т.д.
Хотя следует понять, что надо не только пытаться заглянуть в будущее, выявлять векторы развития, но и что их можно выявить только на основе объективного рассмотрения краткосрочных и долгосрочных тенденций развития, а также на основе конкретных социологических и статистических данных, на основе осмысления информации различных наук.
Пока мы занимались "местечковыми" вопросами, при всей их важности, мир далеко ушел в сфере информатизации, в прогнозировании будущего, умении использовать данные различных наук в вопросах предвидения. Известный среди ученых, занимающихся глобалистикой, футурологией, Робертсон красиво отметил, что информация определяет предел и уровень развития технологий, говоря более конкретно, мы бы сказали уровень развития экономики, общества, культуры любой страны.
Отметим, что серьезным прогнозированием сегодня занимаются в большинстве стран мира, многие научные центры. Эти центры расположены не только в наиболее развитых странах мира, к чему мы все давно уже привыкли, но и в странах, не относящихся к таковым, к примеру, в Бразилии, Аргентине, некоторых африканских странах.
Надо понимать, что Азербайджан, если хочет развиваться, а такие намерения имеются у лидеров страны, обязательно должен обратиться к серьезной постановке дела в науке, в футурологии и т.п.
Отметим, что имеются в этом плане и обнадеживающие тенденции. Азербайджан является лидером среди стран Южного Кавказа по развитию информационных технологий. Но давайте задумаемся не только над тем, кого мы опережаем, но и над тем, для чего нам технологии. Неужели только для того, чтобы вести разговоры по Интернету? Хотя мы не отрицаем того, что эти "разговоры" значительно изменили мир. Технологии нужны для развития человеческого потенциала, качества человеческой жизни и в этом вопросе не важно, кто кого опережает, важно, что недостаточно делается для улучшения качества жизни людей. В принципе, если имеется в стране наука, то она занимается будущим, перспективами развития науки, прогнозированием будущего и в этом плане помогает развитию страны. Каждый ученый, занимающийся исследованиями, так или иначе прогнозирует будущее, хотя бы в контексте своих исследований. Недаром пункт "актуальность исследования" - знакомый тем, кто защищал диссертации, является столь важным в исследовании. Но прогнозирование в рамках узкого исследования не позволит увидеть общие перспективы развития, а отсутствие видения общих перспектив рано или поздно будет тормозить и отдельные исследования. Этот тезис правилен и в том смысле, что развитие Азербайджана можно увидеть, прогнозировать только в контексте мирового развития и только с помощью методологий, позволяющих свести воедино информацию различных наук. Однако не все просто, так как общество, правящие страны в силу некоторых причин иногда могут недооценивать значение науки. Сама наука может потерять ориентиры развития, выпасть из современности, увлечься исключительно прошлым, сиюминутным, а то и апологетикой, самолюбованием. Обратите внимание, как много работ издается о нашем славном прошлом, но ведь если мы хотим славное будущее, то на него надо работать сегодня, иными словами, вкладывать в науку инвестиции и усилия сегодня. При этом вкладывать не по-советски, а по-современному, эффективно. Все эти "болячки" имеют место в нашей науке. История - отдельно, философия - отдельно, конфликтология - отдельно, а экономика тем более отдельно. В итоге имеем отдельные науки, отдельные проекты будущего, но не имеем концептуальных разработок будущего. Многие считают, что история - это документы, анализ древних манускриптов, философия - это анализ трудов мудрецов. Кому это все сегодня нужно? Экономика, финансы нужны. Признаем, что многие управленцы так думают. Нужна история, очень нужна философия. Но еще больше нужно новое видение истории, философии, экономики и других наук. Только это новое видение позволит понять, что история в большом смысле слова - это и прошлое, и настоящее, и будущее Азербайджана в мире, - это сложный социальный, технологический, культурно-политический процесс порождения, трансформации и распространения информации с помощью сменяющих друг друга технологий. Здесь нужны данные многих наук, чтобы понять, чем является такая история, или иными словами, куда идет Азербайджан. Приблизительно схожее определение можно дать философии или экономике. Экономику можно понимать как систему организации хозяйственной и управленческой деятельности. Но ведь она создается людьми, действующими сознательно, то есть вступающими во взаимодействие, а потому нет экономики, не учитывающей человеческий, информационный фактор. То есть исчезает период науки как одной отдельной дисциплины и наступает время "наук", междисциплинарных исследований, которые для того, чтобы понять возможные тенденции развития, сводят воедино данные из различных сфер. Сложившееся положение, как нам представляется, требует активности со стороны самих ученых. Общество азербайджанских футурологов в этом плане пытается и готово объединить усилия именно таких ученых. В рамках этой деятельности ОАФ предполагает провести в Баку с 17 по 23 мая тренинг для 25 местных специалистов по методологии и методике проведения футурологических исследований. Тренинг проведут ведущие эксперты мира. Тренинг окажется, как надеется ОАФ, полем взаимодействия между учеными разных стран. Общество азербайджанских футурологов уверено в том, что развитие футурологии обусловлено тем, что с помощью философии и истории можно понять значимость будущего, с помощью социологии, статистики, политологии и экономики рассчитать будущее, но только взаимодействие ученых провоцирует прогнозирование будущего, а значит, помогает настоящему. Можно сказать, что без понимания нет расчета, а без расчета не будет понимания. Но и этого недостаточно для футурологии, так как надо овладеть методологиями и методиками использования данных различных наук в делах прогнозирования, а предстоящий тренинг и позволит преодолеть отставание в этом вопросе.
Рейхан ГУСЕЙНОВА, к.ф.н., Ильхам МАМЕДЗАДЕ, д.ф.н.
Эхо Азербайджана, 17.06.06
16 мая 2006 г.
|
|